Этика

Профессиональная этика психолога

Профессиональная этика — это свод правил о приемлемых и неприемлемых формах поведения в профессиональном контексте. Этичные действия — это правильные действия или действия, которые необходимо предпринимать в сомнительных ситуациях конфликта. Принимая решение о допустимости тех или иных действий в профессиональном контексте, мы обычно опираемся на свои личные представления о морали и нравственности, что не всегда соответствует профессиональным задачам и требованиям.

Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал, характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой. Соблюдение этических принципов и норм в работе психолога способствует стабильности общества и повышению качества жизни всех людей. Этический кодекс описывает этические принципы и нормы, основанные на общих человеческих ценностях. Эти принципы и нормы используются в деятельности психолога и применимы во всех ситуациях, с которыми сталкиваются профессиональные психологи. Термин «клиент» относится к любому лицу, пациенту или организации, с которыми психологи состоят в профессиональных отношениях.

Базовые этические принципы

Уважение личного достоинства каждого человека является наиболее фундаментальным и универсальным этическим принципом как среди различных этнических и культурных групп, так и профессиональных сообществ. Данный принцип обеспечивает морально-нравственную основу для других этических требований и норм, предъявляемых профессией. Уважение личного достоинства означает неотъемлемую ценность всех людей, вне зависимости от предполагаемых или реальных различий в социальном статусе, этническом происхождении, поле, способностях или других подобных характеристиках. Эта неотъемлемая ценность означает, что все человеческие существа заслуживают равного уважительного отношения. Различные культуры, национальности, религии, истории, социальные структуры и другие подобные характеристики людей являются неотъемлемой частью личности и придают смысл её жизни. Таким образом, уважение личного достоинства включает в себя уважительное отношение к культурным и национальным особенностям.

Уважение достоинства личности выражается по-разному в различных сообществах и культурах. Важно признать и уважать такие различия. С другой стороны, также важно, чтобы все сообщества и культуры придерживались нравственных ценностей, которые уважают и защищают как конкретного человека, так и народ в целом.

Принцип уважения прав и достоинства личности включает в себя:

  • Общее уважение
  • Конфиденциальность
  • Информированное согласие
  • Самоопределение

Компетентность является жизненно важной для развития научных знаний, а также поддержания общественного доверия к психологии. Компетентность основана на честности, а также на доверии, открытом и аккуратном взаимодействии с клиентами и коллегами. Она включает в себя осознание, мониторинг и управление потенциальными предубеждениями, двойственными отношениями и другими конфликтами интересов, которые могут привести к причинению вреда и эксплуатации клиентов. Психологам надлежит направлять свои усилия на поддержку высоких стандартов компетентности в своей работе, а также признавать границы собственных компетентностей и ограниченность собственного опыта. Психологи предлагают только те услуги и применяют только те техники, для использования которых у них есть соответствующее образование и опыт.

Принцип компетентности включает в себя:

  • Знание этических норм
  • Ограничения компетентности
  • Ограничения в отношении процедур и методов
  • Непрерывное развитие
  • Ограничение деятельности

Психология функционирует как дисциплина в рамках человеческого общества. Как наука и профессиональная практика, она несет перед ним ответственность. Эта ответственность включает в себя содействие познанию общих закономерностей человеческого поведения и пониманию людьми себя и других, а также использование этих знаний для улучшения состояния отдельных лиц, семей, групп, сообществ и общества в целом.

В обязанности психологии и психологов входит осуществление профессиональной деятельности в обществе в соответствии с высокими этическими стандартами, а также поощрение развития социальных структур и форм поведения, поддерживающих интересы всех людей и народов. В связи с этим психологи должны быть осведомлены о профессиональных и научных ответственностях перед клиентом и обществом, в котором они работают и живут. Психологам следует избегать ситуаций и действий, которые могут причинить вред и быть потенциально опасными для людей и общества в целом.

Принцип ответственности включает в себя:

  • Общая ответственность
  • Обеспечение высоких стандартов
  • Ненанесение ущерба
  • Непрерывность профессионального сопровождения
  • Расширение сферы ответственности
  • Разрешение этических конфликтов (дилемм)

Открытость и доступность информации должны быть согласованы с другими этическими соображениями, в том числе с необходимостью защиты безопасности и конфиденциальности людей и сообществ (народов) и необходимостью уважения культурных особенностей. Существуют этнические и культурные различия, касающиеся профессиональных границ, отношений и конфликтов интересов. Однако, несмотря на такие различия, психологам необходимы мониторинг и управление профессиональной деятельностью для обеспечения того, чтобы собственные интересы не мешали действиям в интересах клиентов. Психологи должны стараться находить все возможности для интеграции науки, образования и психологической практики. В этой деятельности психологи должны быть честными и уважительными по отношению к другим людям.

Принцип честности включает в себя:

  • Осознание профессиональных ограничений
  • Открытость и точность
  • Прямолинейность и четкость
  • Избегание конфликта интересов и эксплуатации

Взаимосвязь этических принципов

Этические принципы взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Для психологов это означает, что решение этических вопросов, проблем и конфликтов (этических дилемм) может требовать глубокого осмысления, диалога с клиентами и коллегами, взвешивания различных этических принципов. В любой ситуации, даже в случае конфликта интересов, необходимым для профессионального психолога остается принятие решений и активные действия.

Этика проведения исследований с участием людей

При проведении исследований с участием человека необходимо соблюдать все базовые этические принципы, особое внимание уделяя защите прав наиболее уязвимых групп населения, а также соблюдению справедливости, которая в контексте проведения исследований с участием людей, заключается в том, что при отборе респондентов применяется принцип беспристрастности. Это относится и к самому участнику, как индивидууму и как члену социальной, расовой, половой или этнической группы. Участники не должны выбираться по симпатиям или антипатиям (например, отбор «неприятных» индивидуумов для рискованных исследований).

Социальная справедливостьформирует последовательность при выборе участников исследования среди различных групп населения. Некоторые группы потенциальных участников могут быть привлечены в качестве испытуемых только на определённых условиях.

Несправедливость при подборе участников исследований, которая может основываться на расовых, половых, социальных, культурных пристрастиях, имеющихся у исследователей и в обществе в целом, должна быть минимизирована. Участники не должны отбираться лишь на основании того, что они уже находятся там, где проходит исследование; или потому, что в результате их заболевания или социо-экономического состояния, ими легко манипулировать и склонить к исследованию. Нужно следить за тем, чтобы не загружать дополнительными исследовательскими процедурами больных, которые лежат в настоящий момент в лечебных стационарах, поскольку они уже подвержены самым разнообразным диагностическим и лечебным процедурам в силу своего заболевания.

Данная проблема четко поставлена и описывается в недавно изданном федеральном законе от 08.03.2015 N 55-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации».

Анализируя положения вышеуказанного Федерального Закона Российской Федерации, а также Национальных Институтов Здоровья США выделяют особо уязвимые группы при проведении исследований:

  1. студенты и служащие;
  2. люди, находящиеся в критическом состоянии, и смертельно больные пациенты;
  3. представители этнических меньшинств;
  4. люди с нарушениями психики иорганов чувств;
  5. пожилые люди;
  6. военнослужащие;
  7. дети;
  8. заключенные;
  9. человеческие эмбрионы;
  10. искусственно оплодотворённые и беременные женщины.

Существуют специальные органы – Этические Комитеты по рассмотрению и сопровождению исследований с участием людей – деятельность которых направлена на защиту достоинства и прав человека, содействует развитию науки и повышению качества исследований.

Одним из таких органов является, например, Этический комитет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) был создан в 2003 году и в этом же году зарегистрирован в международной системе Health and Human Services (HHS) (IRB00003875 St.Petersburg State University IRB#1 – Behavioral). Этический комитет СПбГУ является независимым органом, который своей основной целью провозглашает защиту прав, психического и физического здоровья людей, как участников исследования.

Полезные ресурсы

  1. Этический Кодекс Российского психологического общества (РПО)
  2. Этический Комитет СПбГУ
  3. Международные этические правила для биомедицинских исследований с включением человека. Совет Международных организаций по медицинской науке (CIOMS), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ). – Женева. – 1993.
  4. Федеральный закон от 08.03.2015 N 55-ФЗ.
  5. Хельсинкская Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации: рекомендации для врачей по проведению биомедицинских исследований на людях. – Хельсинки. – 1964, дополнения 1975, 1983, 1996.
  6. Шаболтас А.В. К обсуждению проекта этического кодекса российского психологического общества. Вестник СПбГУ, серия 12, 2012.
  7. Canter M.B., Bennett B.E., Jones S.E., Nagy T.F. Ethics for Psychologists. American Psychological Association, Washington, DC, USA, 1995, 254 p.
  8. Universal Declaration of Ethical Principles for Psychologists / Универсальная декларация этических принципов для психологов
  9. EFPAMetaCodeofEthics/ Мета-кодекс Европейской федерации психологических ассоциаций

Текст подготовили

Алла Вадимовна Шаболтас

кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии СПбГУ, член Президиума РПО, председатель Этического комитета РПО и СПбГУ, член Координационного совета СПбПО

Екатерина Александровна Бурина

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ