Часто задаваемые вопросы

Ответы на этой странице подготовлены президентом СПбПО, Светланой Николаевной Костроминой.

  • Что такое уровни образования?
  • При каком уровне образования человек имеет право заниматься психологической практикой?
  • Что такое повышение квалификации?
  • Что такое профессиональная переподготовка?
  • На что обращать внимание при выборе учебного заведения для изучения психологии?

Что такое уровни образования?

Для профессионального образования в России установлено 4 уровня (Ст.10. Закона об образовании РФ):

  • первый уровень — среднее профессиональное образование;
  • второй уровень — высшее образование (бакалавриат);
  • третий уровень — высшее образование (специалитет, магистратура);
  • четвертый уровень — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура).

Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования: единая совокупность требований, которая характеризует степень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности (фактически уровень его компетентности).

Бакалавриват – это базовый уровень высшего образования, ориентированный на фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации. Выпукник бакалавриатав праве занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

Для повышения своего уровня профессионального образования выпускники бакалавриата имеют возможность продолжить обучение в магистратуре. Магистратура предполагает более глубокое освоение теоретических и научно-практических аспектов в выбранной профессиональной области, четкую специализации в профессиональном поле и ориентирует на научно-исследовательскую деятельность.

Гибкость системы «бакалавриат — магистратура» заключается в возможности изменить траекторию своего образования. Для получения степени магистра по выбранной специальности необязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. То есть получение степени магистра фактически будет являться вторым высшим образованием.

Специалитет соответствует программам магистратуры по уровню образования, но одновременно предполагает непрерывное образование (отсутствие перехода с одного уровня на другой). Обучение специалиста ориентированная на фундаментальную теоретическую и  практическую подготовку с последующей специализацией в более узком направлении.

Поступать в аспирантуру (уровень подготовки кадров высшей квалификации) имеют права выпускники третьего уровня – специалитета и магистратуры.

При каком уровне образования человек имеет право заниматься психологической практикой?

Любой из уровней профессионального образования дает выпускнику право заниматься психологической практикой. Разница в перечне практических задач, которые способен решать специалист с разным уровнем психологического образования, то есть в круге компетенций.
Ранее в требованиях образовательного стандарта присутствовало четкое перечисление профессиональных задач, которые готов выполнять специалист, получивший тот или иной уровень образования. Например, выпускник бакалавриата мог заниматься психологической практикой только под руководством коллег, имеющих более высокий уровень психологического образования.
В настоящее время эти требования прописаны в профессиональных стандартах (см. например, профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» или «Психолог в сфере образования»). В каждом профессиональном стандарте перечислены обобщенные трудовые функции, соотнесенные с уровнем квалификации. Квалификация по определению Трудового кодекса РФ (ст.195.1) — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. В профессиональных стандартах он обозначается цифрой и характеризует требуемый уровень образования, который позволяет выполнять обобщенную трудовую функцию.

  • Уровень квалификации 6 подразумевает образование не ниже уровня бакалавриата;
  • Уровень квалификации 7 — магистратуры или специалитета;
  • Уровень калификации 8 — аспирантуры.

Кроме того, выполнение трудовой функции помимо уровня квалификации может содержать дополнительные требования. Например, требования к опыту работы или особые условия допуска к работе. Ниже приведен вариант описания трудовой функции из профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» и требования к специалисту, который имеет право ее выполнять.

Из примера видно, что для организации и предоставления психологических услуг в социальной сфере требуется уровень квалификации 7 (то есть диплом магистра или специалиста), опыт работы не менее 2 лет, также имеются особые условия допуска к работе.
Далее в профессиональном стандарте каждая обобщенная трудовая функция подробно раскрыта через частные трудовые функции и конкретные трудовые действия, которые необходимо будет выполнять для ее реализации. Кроме того, описаны необходимые знания и умения, которые потребуются.
На июль 2017 года в России пока утверждены только два профессиональных стандарта «Психолог в социальной сфере» и «Психолог в образовании», однако идет активная разработка профессиональных стандартов медицинского психолога, нейропсихолога, специалиста по ранней помощи, психолога-консультанта. Согласно им, для всех видов трудовых функций требуемый уровень квалификации не ниже 7, то есть необходим диплом магистра или специалиста. Бакалавр психологии тоже может быть принят на работу, но с правом практической деятельности только под руководством специалиста с более высоким уровнем образования. Иными словами, выполнять профессиональные задачи не самостоятельно, а как отдельные действия в составе группы более опытных коллег.
Однако существуют профессиональные стандарты, которые напрямую не являются описанием работы психолога. При этом часть функций напрямую связаны с психологическим образованием. К таким профессиональным стандартам, например, относится стандарт «Специалист в области управления персоналом» или «Специалист в области медиации». Практически во всех профессиональных стандартах, имеющих в качестве трудовых функций психологическую практику в организации (подбор персонала, оценка и аттестация персонала, развитие персонала, документационное обеспечение работы с персоналом, ведение процедуры медиации, ведение корпоративной политики и т.д.), требования к уровню образования — 6, то есть эти функции могут осуществлять бакалавры психологии.

Резюмируя, для осуществления базовых видов деятельности психолога (психологическое консультирование, психологическое сопровождение, психологическая помощь, психологическая коррекция и т.д.) бакалаврам психологии необходимо продолжать образование. Практически все профессиональные стандарты (и существующие, и те, которые еще только разрабатываются) ориентированы на 7 уровень образования (специалитет или магистратура). Исключение составляет профориентация. Этот вид психологической практики бакалавры психологии могут осуществлять самостоятельно.
В требовании 7 уровня образования есть определенная логика. Подготовка психолога — длительный процесс. 4 года для этого абсолютно недостаточно. Минимальное образование для самостоятельной практики должно быть около 6 лет. Либо бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года), либо специалитет (5,5 или 6 лет).

Что такое повышение квалификации?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона об образовании, под повышением квалификации понимается обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями. Таким образом, повышение квалификации подразумевает одну из форм профессионального развития в своей профессиональной области для совершенствования своих компетенций в связи с усложнением деятельности или расширением функциональных обязанностей.

Повышение квалификации реализуется через освоение дополнительных образовательных программ. Программа повышения квалификации (Ст. 76. 4. Закона об образовании) направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Это могут быть как краткосрочные дополнительные образовательные программы (объемом не менее 16 часов), так и среднесрочные или долгосрочные (до 250 часов).

Что такое профессиональная переподготовка?

Так же, как и повышение квалификации, профессиональная переподготовка относится к дополнительному профессиональному образованию. Но в отличие от повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки (Ст. 76. 5. Закона об образовании) направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельностиприобретение новой квалификации. Соответственно, программа профессиональной переподготовки содержит описание вновь полученных компетенций, характеристику новой квалификации, видов деятельности или трудовых функций. Объем программ профессиональной переподготовки начинается от 250 часов.

Фразы «для выполнения нового вида профессиональной деятельности», «приобретение новой квалификации» очень часто вводят в заблуждение и позволяют думать о том, что слушатели, окончившие дополнительные программы профессиональной переподготовки, получают «диплом психолога». Важно помнить, что дополнительное профессиональное образование не есть аналог высшего образования (но усовершенствованного). Это всего лишь право на освоение нового вида деятельности.

Существует подробный Реестр областей и видов профессиональной деятельности. Как отдельный вид профессиональной деятельности психологическая практика там не прописана. Поэтому виды профессиональной психологической деятельности, согласно которым могут реализовываться программы профессиональной переподготовки, должны соответствовать тем, которые описаны в профессиональных стандартах или в квалификационных требованиях. На это прямо указано в ст. 76. 9. Закона об образовании — «Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе».

Поясню сначала этот юридический нюанс на отвлеченном примере. В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей для должности «учитель» и «преподаватель» предусмотрены следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы». То есть лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации — «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности — «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, а  специалист закончивший образовательную программу «Право» и получивший квалификацию «Юрист» должен пройти обязательно программу профессиональной переподготовки, чтобы преподавать историю и обществознание. После окончания дополнительной профессиональной программы он будет иметь право работать преподавателем, так как изначально в требованиях указано, что это возможно при наличие любого высшего образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении.

С психологической практикой дело обстоит гораздо сложнее. Если специалист получил образование в области управления и менеджмента и его работа связана с подбором персонала, обучением и развитием персонала, то программа профессиональной переподготовки в области психологии менеджмента или «тренинга и коучинга» существенным образом расширит его профессиональные компетенции, поскольку он получит право на ведение нового вида деятельности или новую квалификацию, которая существенным образом повысит его компетенцию в той профессиональной сфере, в которой он работает. Спектр его трудовых функций расширится.

Однако, если слушатель закончит программу профессиональной переподготовки «Психология» или «Клиническая психология» и захочет работать психологом, то согласно профессиональному стандарту «Психолога в социальной сфере» есть четкое указание на требование  к соискателям этой должности — «высшее образование по профилю профессиональной деятельности». В данном случае, согласно общероссийскому классификатору специальностей по образованию, это — психология или социальная работа, плюс не менее двух лет практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности.

В профессиональном стандарте «Психолог в сфере образования» требование к должности психолога или педагога-психолога также требуется высшее образование по профилю профессиональной деятельности. Далее требование конкретизируется по специальности  — «Психология», «Психология и педагогика», «Специальная психология», «Специальная психология и педагогика».

Поскольку профессиональный стандарт «Медицинский психолог» находится еще в стадии разработки, то обратимся к Единому квалификационному справочнику. Требования к должности «медицинский психолог» следующие — высшее профессиональное образование по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы.

Независимо от области профессиональной деятельности Единый квалификационный справочник должностей в качестве обязательного требования к должности психолога предусматривает высшее профессиональное психологическое образование. Это прямо означает, что никакая программа профессиональной переподготовки в области психологии при отсутствии базового психологического образования не дает права работать психологом. Исключение составляют специальности, соответствующие профилю профессиональной области. Для социальной сферы – это социальная работа (при наличие переподготовки по психологии), для образования – психолого-педагогическое образование. Для здравоохрания – психологическое образование (при наличие переподготовки по направлению «клиническая психология»).

Конечно, если речь идет о частной психологической практике, можно возразить: мне не нужны никакие квалификационные справочники и требования к должностям. Тогда будет честно по отношению к клиенту, если рядом с дипломами о переподготовке и разными сертификатами по психологии будет находиться диплом о базовом образовании – например, юридическом или экономическом. Принцип «не запрещено – значит разрешено»  действует. Защита клиента при оказании психологической помощи со стороны государства определяется требованиями к занимаемой должности. В частной практике у клиента такая защита отсутствует. Но остается право обратиться в суд при получении некачественной психологической помощи. И нужно знать, что основанием для принятия решения относительно квалификации и компетентности специалиста, оказывающего психологическую помощь, будут выступать имеющиеся нормативные документы. Исходя из них, получив диплом о профессиональной переподготовки по психологии и получив право на ведение того или иного вида психологической деятельности, вы согласно законодательству психологом не стали. На должность психолога вас с таким дипломом не примут и психологом называться вы права не имеете. Хотя выполнять те или иные виды психологической деятельности вы можете (под свою ответственность).

Если же вы решили связать свою жизнь с психологией, решили стать профессиональным психологом, ваш путь лежит через получение высшего образования (бакалавриат, специалитет, или магистратура). Как показала практика, наиболее эффективным для тех, кто не имеет базового психологического образования (закончил бакалавриат или специалитет по другой профессии), является такой путь в профессию психолога: сначала окончание программы профессиональной переподготовки по психологии (чтобы сориентироваться в профессии, получить базовые знания), затем магистратура по психологии, далее совершенствование в различных психологических направлениях и школах.

На что обращать внимание при выборе учебного заведения для изучения психологии?

На мой взгляд, при выборе учебного заведения для изучения психологии стоит обращать внимание на следующие моменты. Во-первых, профильность учебного заведения. Учреждение должно обладать как материальной, так и профессиональной базой для подготовки психологов. Будет странным ожидать от педагогического вуза качественной подготовки юристов или экономистов, а от гуманитарного – подготовки квалифицированных инженерных кадров, аналогичным образом вряд ли технический вуз обеспечит подготовку психологов на высоком уровне. Объяснение здесь самое простое – в таких вузах нет и не может быть достаточного кадрового потенциала, так как он ориентирован на другую область профессиональной деятельности и основную часть преподавателей в нем составляют специалисты соответствующего профиля.

Во-вторых, важно ориентироваться на длительность образовательной деятельности  в области психологии. Когда образовательная программа реализуется на протяжении десятилетий, организация многократно проходила аккредитацию этих программ, чем подтверждала их соответствие требованиям. Кроме того, за это время сформировались свои научные школы и направления, появились известные в стране и за рубежом специалисты и преподаватели. Можно проследить динамику трудоустройства выпускников и их отзывы о программах, качестве образовательной деятельности, разных нюансах обучения. У любого учебного учреждения за годы работы складывается определенная репутация. Академическая репутация – один из наиболее значимых критериев. Это и уважением и признание коллег, и интерес со стороны работодателей, и благодарность выпускников.

В третьих, проходной балл за предыдущие годы при поступлении на образовательные программы. Чем он выше, тем более сильные абитуриенты поступают, выше система требований, сложность заданий, глубина преподавания. Низкий проходной балл свидетельствует о недостаточном уровне поступающих. Это означает, общий уровень учебной группы будет ниже среднего. Соответствующим будет и преподавание.

В-четвертых, коллектив преподавателей. Несмотря на многочисленность образовательных программ по психологии, круг авторитетных преподавателей не настолько широк. Большая часть из них работает постоянно в крупнейших вузах. Таких как СПбГУ, МГУ или Высшая школа экономики. Но именно от преподавателя, от его знаний, компетентности зависит результат обучения. Это дорога с двусторонним движением «слабый ученик – слабый преподаватель» — трудно ожидать  качественного результата. И наоборот, пара «сильный студент – авторитетный знающий преподаватель» создает условия для интересного увлекательного образовательного процесса. Обычно на сайтах учебных заведений размещена информация о преподавателях. Можно познакомиться с их научными работами, достижениями, исследовательскими результатами, проектами, которые они сейчас ведут. Важно, чтобы выбираемое для обучения учреждение было постоянным местом работы выпускников. Многие вузы из-за недостатка квалифицированных преподавателей, но имеющегося желания реализовывать программы по психологии приглашают преподавателей из ведущих вузов работать по совместительству, прочитать несколько лекций. В таких случаях образовательное учреждение обычно стремится разместить несколько известных имен (для привлечения абитуриентов) на сайте, но большая часть преподавательского состава – это  специалисты, мало известные в научных кругах, не ведущие исследовательской работы, слабо публикующиеся и читающие курсы в самых разных направлениях (не имеющие своего научного направления деятельности).

Таким образом, критериями выбора являются А – академическая репутация учреждения, Б – отзывы выпускников и В – трудоустройство (работодатели должны мечтать о таких выпускниках).