Разделы
Календарь событий
Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Библиотека студента

Психология общения

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Материалы подготовлены студентами-психологами
на основе подбора цитат из книг известных ученых,
занимающихся вопросами изучения психологии общения

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

из книги "Межличностное общение" В. Н. Куницыной, Н. В. Казариновой,
Н. В. Погольши. СПб.: Питер, 2002

Классическое определение отношений личности принадлежит В. Н. Мясищеву.
Отношения - целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента:

  • отношения человека к людям;
  • к себе;
  • к предметам внешнего мира.

Термин "межличностные" указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений.

Межличностные отношения - система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности ценностями, на которых основывается общения людей. (Психология. Словарь, 1990).

Следующие моменты показывают, какие возможности для анализа проблем межличностного общения предоставляет понятие "межличностные отношения" в сравнении с "межличностным взаимодействием" и "межличностной коммуникацией".

1. Анализ межличностных отношений - это обращение не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа не важно, соприсутствуют партнеры в данной ситуации).

2. Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоции, неопределенностью, переговорами и т.п., - все это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.

3. Единицей анализа межличностных отношений выступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.

4. Ядро отношений составляют усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга.

Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии которой строится общение. Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами, данными партнерами.

Межличностные отношения - это взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизируются у индивидов, находящихся в длительном контакте.

    К структурным параметрам, задающим содержание отношений относят следующее:
  1. Дистанция, или степень психологической близости партнеров, - близкая, далекая;
  2. Валентность, или оценка отношений, - позитивная негативная, противоречивая, безразличная;
  3. Позиция партнеров - доминирование, зависимость, равенство;
  4. Степень знакомства - отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.

У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованием тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Стремление нравится другим людям и их взаимные чувства по отношению к нам составляют важную сторону социальной жизни, играет значительную роль в хорошем самочувствии любого человека.

Межличностная аттракция - процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

Аттракция - это, прежде всего эмоция, имеющая своим предметом другого человека; это сравнительно устойчивая оценочная реакция, которая побуждает нас действовать определенным образом при взаимодействии с конкретным человеком; как определенный вид социальной установки, как отношения человека к другому.

Выделяют факторы, которые оказывают наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции:
1) внешние (т.е. не связанные непосредственно с процессом взаимодействия);
2) внутренние (т.е. те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции).

К внешним факторам относят следующие:
1.Степень выраженности у человека потребности в аффилиации.
Потребность в аффилиации - это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью.
Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей.
Человек, у которого данная потребность выражена сильно, постоянно ищет контакта с другими людьми, стремиться к людям, старается сделать так, чтобы его заметили.
2. Эмоциональное состояние партнеров по общению может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все, вокруг включая окружающих людей.
Человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находиться в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении.
Таким образом, то, как относится к другим и как они - как нам кажется - относятся к нам, может быть лишь частью нашего общего эмоционального состояния, на которое влияют самые разнообразные факторы внешней среды: политические или экономические новости, характер погоды, звучащая музыка другое.
3. Пространственная близость - еще одна внешняя детерминанта межличностного предпочтения.
Фактор пространственной близости - при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.
Пространственная близость выступает фактором межличностной аттракции потому, что
- люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде (социальной, эмоциональной, бытовой), пользуются сходной социальной инфраструктурой. В результате они имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, что способствует их социальным контактом и взаимопомощи.
Продолжительность отношений - дружеских, влюбленностей, ухаживаний прекращается под воздействием пространственной разделенности.
- неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего (психолог Роберт Зайониц), т.е. то, знакомо, нравится больше, чем то, что незнакомо.
Пространственная близость, оказывая влияние на частоту взаимодействий, соответственно увеличивает степень знакомства.
Эти три фактора выступает в качестве ситуативных или внутриличностных условий, способствующих или препятствующих сближению между людьми.

К внутренним факторам относят следующие:
I Физическая привлекательность
Существует ряд гипотез, объясняющих наличие связи между внешней красотой и аттракцией.
1. Красота является положительным подкреплением: нам приятно видеть красивое.
2. Красивые люди могут обладать более развитыми коммуникативными навыками, что может объясняться различными условиями социализации красивых и некрасивых людей.
3. Определённая выгода общения с красивыми людьми:
Красивый человек повышает уровень физической привлекательности своего партнера.
4. Действие эффекта ореола: "красивый - значит, хороший".

Когда человек уверен в себе, он выбирает наиболее красивого из возможных претендентов; если не уверен - ориентируется на средний или даже низкий уровень физической привлекательности. Влияние внешней привлекательности обычно более высоко в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.

II. Стиль общения

    Общение с одними людьми приносит нам больше наслаждение, чем с другими. Те кто проявляет:
  • щедрость
  • решительность
  • великодушие
  • энтузиазм
  • нежность
  • живость
  • коммуникабельность
  • нравятся больше

И были выделены 3 группы качеств человека, который неприятен:
а) самовлюбленность, высокомерность, заносчивость, самодовольство, тщеславие.
При взаимодействии с ним чувствуется отсутствие интереса к себе, к своему мнению, идеям. В результате - снижение самоуважения.
б) догматичность, постоянная склонность не соглашаться, противоречить, своему собеседнику.

    Возможны ответные реакции:
  • встречное оскорбление
  • пассивное сопротивление в виде молчаливого протеста
  • вынужденное подчинение, при котором, даже усиливается негативное отношение к такому человеку двуличность, неискренность; в общении с таким человеком возникает ощущение опасности, чувство, что вас хотят использовать в чьих-то целях

III. Сходство
Фактор сходства - нам нравится, и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся люди, и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. В основе этого утверждения лежит принцип когнитивного соответствия: люди имеют сильно выраженную потребность в согласованности, последовательности.
Межличностная коммуникация - один из способ поддержания состояния когнитивного баланса или симметрии. Простой акт коммуникации может быть представлен как ситуация, в которой один человек (А) сообщает информацию другому человеку (Б) относительного какого-то предмета (Х). Если А и Б имеют сходные взгляды и чувства относительно Х, их отношения симметричны.
Симметричные отношения желанны так как:
1. Чем выше уровень согласия, тем легче предсказать поведение другого человека
2. Чем более схожи установки А и Б, тем сильнее ощущение реальности и значимости их взглядов, что является важным условием положительной Я-концепции, источником поддержания уверенности в себе, повышения самооценки личности.
Факторы, усиливающие воздействие сходства на аттракцию:
- число вопросов, по которым люди достигают согласия;
- важность, значимость тех или иных взглядов;
- взаимность.

IV. Дополнительность
Теория дополняющих потребностей (психолог Р. Винч): при отборе брачных партнеров и даже друзей мы чаще выбираем тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеет место тогда, когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности.

V. Поддержка
Фактор поддержки - аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь - на отрицательные.
Поддерживающий стиль поведения - любое поведение, в результате которого другой человек начинает больше себя ценить.
Не поддерживающий стиль - поведения, в результате которого другой человек оценивает себя ниже, ценит себя меньше.

    Следующие виды сообщений воспринимаются скорее как поддержка:
  • обращение партнеру по имени;
  • комплименты, т.е. похвала, содержащая небольшое преувеличение положительных качеств того, кому делается комплимент;
  • прямое признание: с собеседником соглашаются и прямо сообщают ему об этом, что проявляется в поддержании разговора, заинтересованности;
  • выражение положительных чувств, при котором слушающий сообщает о положительных эмоциях, вызванных тем, что было сказано;
  • благодарности.
    Среди сообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, можно выделить:
  • уход от обсуждения, когда собеседник реагирует на сказанное, но быстро переводит разговор в другом направлении, или не делает даже попытки связать свой ответ с тем, что услышал;
  • безличные предложения - подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения;
  • прерывание говорящего;
  • противоречие между вербальным и невербальным содержанием сообщения. Например, фраза "разумеется, решение должен принимать только ты" говорится раздражительным тоном.
    Для измерения психологической близости в общении предлагаются следующие способы:
  1. школа социальной дистанции - способ измерения социальных установок; вопросник, направленный на выявление степени приемленности другого человека как представителя определенной социальной группы.
  2. социометрический тест - метод измерение межличностных предпочтений в рамках конкретных групп между хорошо знакомыми людьми; по форме представляет собой ответы на вопросы о том, с кем человек хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие или, напротив, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле.
  3. эгоцентрическая модель.
  4. социометрическая модель.

Возврат к списку