Разделы
Календарь событий
Октябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Библиотека студента

Конспект лекций по социальной психологии


1 2 3 4 5 6

Общение

Общение - процесс установления и поддержания прямого, непосредственного или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми. 
Необходимые составляющие общения:

  1. контакт (вербальный или невербальный)
  2. общий язык (в том числе и жесты)
  3. общность тезаурусов ("сокровище" др. греч.) - весь запас знаний о мире.

Компоненты общения (Андреева, Парыгин)

  1. коммуникация - направленная связь - акт, процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и ее восприятие последними.
  2. интеракция
  3. перцепция.

Квазикоммуникация - когда контакта не происходит, ходя коммуникатору кажется, что восприятие есть. 
К. Шеннон, У. Уивер. Основные проблемы коммуникации:

  1. Техническая - правильность и адекватность выбранного технического средства для передачи информации.
  2. Семантическая - насколько точно и адекватно используются символы (слова, жесты, знаки) для передачи информации.
  3. Эффективность (зависит от 1 и 2) - цель в изменении поведения или установки человека. Иногда происходит эффект бумеранга - получение прямо противоположного.

Эксперимент. А. Бейвелас и Г. Ливитт. Проводился в лаборатории. Люди в камерах, общаются только письменно, передавая через щели записки. Камеры были расположены по-разному: 1) 5 камер кругом; 2) 5 камер в линию; 3) одна в центре и остальные вокруг, "штурвал"; 4) --< , тип "Y". Испытуемые не знали, какую коммуникационную структуру составляли. Каждый из них получил 5 шариков разного цвета, один из которых общий. Требовалось выяснить его цвет. Замерялось время. Затем задачу усложняли, давая шарика неопределенных цветов. В круговой организации задача выполнялась быстрее всего. Чем ближе человек был к центру, тем более он был удовлетворен результатом. 
Удовлетворенность приходит от распределения информации, а не от обладания ею. Делимся мы информацией с человеком, находящимся на одном иерархическом уровне. 
Интеракция может проявляться как

  1. Кооперация - сотрудничество, вклад в решение задачи.
  2. Конкуренция - активность каждой из сторон для отстаивания своей точки зрения.

Основные западные концепции взаимодействия

Теория обмена. Дж. Хоуманс.

  1. Чем больше вознаграждается поведение, тем чаще оно повторяется.
  2. Если в какой-то ситуации следует вознаграждение, человек стремиться вновь и вновь воссоздавать эту ситуацию.
  3. Если вознаграждение велико, человек может преодолеть большие препятствия на пути к достижению своей цели.
  4. Если потребности человека в основном удовлетворены, то он будет прилагать меньше усилий в направлении данной деятельности.

Символический интеракционизм. (Дж. Мид, Г. Блумер)
Человек реагирует не на действие другого, а на его интерпретацию. Выделяют ненамеренные (моргание) и значимые жесты. Значимые жесты мы интерпретируем. 
Этнометодология 
Х. Гарфинкель. Мы всегда действуем по каким-то написанным правилам.

Перцепция

В чистом виде ее не бывает, всегда идет примесь когнитивных процессов.

  1. Процесс категоризации. Отнесение человека к той или иной категории людей.
  2. Стереотипизация - приписывание человеку характеристик, свойств и личностных черт, исходя из категории, к которой он относится (или был отнесен).

В.Н. Панферов выделил ряд стереотипов:

  1. Эмоционально - эстетические (тучные люди добрее худых)
  2. Профессиональные (военные - точные, аккуратные и ответственные люди)
  3. Национальные (южане эмоциональнее северян)

Механизмы общения

  1. Идентификация - отождествление себя с партнером по общению ("будь ты на моем месте…").
  2. Эмпатия - способность переживать те чувства, что свойственны партнеру по общению.
  3. Рефлексия - способность взглянуть на себя глазами партнера по общению.
  4. Хало-эффект - мы наделяем человека качествами, соответствующими одно другому. Одно и то же действие приобретает разную окраску за счет восприятия человека сквозь призму первого впечатления или репутации.
  5. Эффект снисходительности. Когда некое лицо с высоким социальным статусом завышает оценку начинающего, дает аванс.
  6. Экспектация - ожидание чего-то от кого-то.
  7. Фасциация - завораживание - средства для привлечения внимания партнера.
  8. Установка.


1 2 3 4 5 6

Возврат к списку