Разделы
Календарь событий
Октябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Библиотека студента

Конспект лекций по социальной психологии


1 2 3 4 5 6


Социально-психологический климат

1939 г. Впервые использовал этот термин Ф. Ретлисбергер и У. Диксон в журнале "Управление и рабочий". 
Социально-психологический климат - такое психическое состояние группы, которое на интегративной основе отражает основные особенности ее жизнедеятельности. 
Компоненты климата:

  1. эмоциональный - групповое настроение
  2. когнитивный - мнения и убеждения
  3. поведенческий - действия членов группы.

Д.Б. Парыгин и К.К. Платонов различают понятия климата и атмосферы. 
Социально-психологический климат - один из компонентов социального климата (или психологического климата). 
На западе этот термин почти не используется (говорят о климате организационном). Главный его фактор - стиль руководства. 
Факторы, влияющие на социально-психологический климат макросреды: общественно-политические, социально-экономические особенности общества на данном этапе развития; воздействие со стороны официальных вышестоящих административных структур. 
Факторы для микросреды.

  1. Для материальной среды - освещенность, влажность, температура, количество бумаги и чернил.
  2. Для групповой психологической среды:
    • Особенности формальной организационной структуры (при взаимодействии больше сплоченность). Уманский выделил 3 типа взаимодействия в формальной организационной структуре:
      1. Совместно - индивидуальная деятельность (преподаватели одной кафедры)
      2. Совместно - последовательная деятельность (работа на конвейере)
      3. Совместно - взаимодействующая деятельность (каждый взаимодействует с каждым). Пример - экипаж самолета.
    • неформальная организационная структура. Необходима гармонизация формальной и неформальной структур.
    • психологическая совместимость. Типы совместимости:
      1. психофизиологическая (сенсомоторная). Необходима в конвейерной работе, командных видах спорта.
      2. социально-психологическая совместимость. Представляет собой общность социально-психологических характеристик: социальных потребностей, интересов, установок, целей, направленностей и согласованности типов поведения людей в группе.

Эксперимент

Тип поведения людей в группе при принятии решения. 
Первая серия. Гомеостат - моделирует групповую взаимозависимую деятельность людей по принятию решений. Три ящика с электротехникой внутри и шкалой с делениями и рычажком внизу (изменяет положение стрелок). 
Три испытуемых, незнакомых друг с другом. Все стрелки должны быть на нуле. Но манипуляции испытуемого влияют на положение стрелок других приборов. 
Типы поведения:

  1. склонность к доминированию.
  2. индивидуалисты
  3. пассивные, безынициативные.
  4. лица, которые давали свои советы недерективно, принимали советы выборочно.

Наиболее работоспособными сочетаниями были 1+1, 2+3, 3+4. 
Вторая серия. Добавили еще один прибор. При усложнении задачи необходимо, чтобы все думали и понимали, т.е. сочетание 4+4 

Разные задачи требуют разных сочетаний типов людей. Сейчас так проверяют космонавтов. 
Взаимосвязь руководителя и членов группы. Руководитель имеет некий образ идеального подчиненного и хочет, что бы подчиненные соответствовали ему. У членов группы есть образ идеального руководителя. Лучше всего, когда эти образы совпадают. Стиль руководства должен соответствовать ожиданиям группы.

Социально-психологическое лидерство

Лидерство - это процесс целенаправленного воздействия одного человека на другого или группу лиц с ожидаемым эффектом. Используется (в России) также термин "руководство". Руководить - собирать людей и вести их за собой.

Теории лидерства

Теория черт лидера 
Возникла еще во времена Платона. Первоначально считалось, что люди рождаются с набором личностных черт, благодаря которым потом могут руководить. Начало 20 века - эксперимент бихевиористов - чему-то можно и научиться. 
Черты:

  1. психологические черты
  2. морально - нравственные черты
  3. конституциональные черты

1948 г. Р. Стогдилл проанализировал работы авторов, разрабатывающих эту теорию, и выявил около 126 черт. 
1981 г. Ч. Хенди. Выявил такие черты.

  1. интеллект - на первом месте. Должен превосходить средний уровень, но разительного превосходства быть не должно.
  2. инициативность. Уровень инициативности снижается после 40 лет, поэтому для перемен и революций лучше выбирать молодого лидера. Кроме того, внешний облик имеет большое значение (чем он лучше, тем умнее считают человека).
  3. уверенность в себе. Не должна перерастать в самоуверенность.
  4. фактор "геликоптера" (вертолета) - способность человека при принятии решения подниматься и видеть проблему сверху, со стороны.
  5. здоровье (и физическое и психическое).
  6. происхождение из "высшего класса" (в Америке это 5-7% жителей).
  7. рост физический (должен заметно отличаться от среднего в любую сторону).

У теории черт есть и слабые места: люди с успешным набором черт в другой группе оказываются иногда неэффективными. 
Лидерство как функция ситуации 
Наблюдение проводилось на малых неформальных группах. При смене ситуации прежний лидер оказывался неэффективным и кто-то другой выходил из тени и занимал его место. Главное, чтобы лидер своими чертами соответствовал данной ситуации. Критики говорят, что новая ситуация - это развитие предыдущей. 
Лидерство как функция влияния последователей 
Лидер должен учитывать установки, мнение, ценности; должен ориентироваться на своих последователей. Но все хорошо в меру. "Лидер должен опережать свой народ на полшага (если на шаг, то он уже прожектор)" (Рузвельт). 
Интегративная теория лидерства 
Сам лидер со всеми своими чертами, группа и ситуация находятся во взаимодействии. 
Механизмы влияния на людей

  1. Уступчивость - уступаем на воздействии. Чаще прикидываем, что будет при невыполнении требований.
  2. Идентификация - элемент неосознаваемости. Отождествляем себя с лицом, влияющим и слушаемся его.
  3. Интернализация - внешние требования становятся внутренними (собственными по отношению к себе).

Психологические источники власти и влияния 
Б. Рейвен:

  1. Власть - вознаграждение. Некто обладает ресурсом, которого у нас нет.
  2. Власть - принуждение. Необходима, чтобы не оказаться объектом негативных санкций.
  3. Власть экспертная. Власть компетентности. Мы признаем какое-то лицо в качестве компетентного человека и оказываемся во власти его советов.
  4. Власть референтности. Человек из референтной группы имеет над нами власть.
  5. Власть информационная. Можно не быть экспертом, но знать что-то.
  6. Власть легитимности (законности).
  7. Власть взаимности
  8. Власть ответственности (сила слабости)
  9. Власть справедливости.

7,8,9 - неформальные виды власти, менее официальные. 
Харизматическая власть - человек пользуется иррациональной властью (Ленин, Гитлер, Жанна д'Арк). 
Типы власти (Вебер)

  1. Рационально-легальная. Идеальный вариант власти. Человек занимает властное место в силу его компетентности и заслуг.
  2. Власть харизматическая.
  3. Власть традиционная. Человек получает ее в соответствии с традицией (Папа Римский, власть по наследству).

Стили лидерства (К. Левин)

  1. Автократический.
  2. Демократический.
  3. Попустительский, свободный, номинальный.

Эксперимент. Школьников разделили на 3 группы по трем видам управления. В автократической группе сильные школьники часто перекладывали неинтересную работу на слабых. При большей продолжительности продуктивность (2) группы была выше, а (1) снизилась. При появлении руководителя в (1) группе продуктивность повышалась, когда он уходил - снижалась. 
Авторитарность личности (К. Левин). Впервые была обнаружена в этих экспериментах. Некоторым людям нравится автократический стиль управления. Как выяснилось, их воспитывали отцы-офицеры. 
Т. Адорно. Авторитарная личность - любит и подчиняется сильной власти. Оказываясь в роли руководителя, сама исповедует авторитарный стиль руководства. 
Ориентация лидера при принятии решений

  1. На цель и задачу. Пагубен, может привести к смещению цели организации.
  2. На группу.
  3. На себя. Может творить, выражать себя, чтобы было интересно.


1 2 3 4 5 6

Возврат к списку