Разделы
Календарь событий
Октябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Библиотека студента

Конспект лекций по социальной психологии


1 2 3 4 5 6

Мотивация и потребности

Р. Лайкерт: мотивация - это ядро управления. 
Мотивация - "movere" - толкать, побуждать. 
Потребности:

  1. первичные, врожденные, одинаковы для всех.
  2. вторичные, приобретенные - социальные.

Потребности:

  1. осознаваемые - вербализованные
  2. неосознаваемые - не сформулированные.

Одни и те же потребности могут приводить к разным действиям. 
Потребность приводит к возникновению мотивации, появления действий, приводящих к цели. При удачном действии происходит его повторение - закон эффекта. 
Личностный смысл - одни и те же действия для разных людей могут иметь разный смысл. 
Сдвиг мотивов - введено А.Н. Леонтьевым - действия, выполняемые для достижения цели, постепенно начинают производиться ради самих действий. 
А. Маслоу: Теория иерархии потребностей. После основного удовлетворения одного уровня, потребность переходит на следующий, более высокий. А. Маслоу взял 200 биографий великих людей и проанализировал их потребности и мотивы.

  1. Естественные потребности.
  2. Потребность в гарантии (безопасности).
  3. Потребность в аффилиации (в принадлежности, в присоединении).
  4. Потребность в уважении и самоуважении (не просто членом группы, но значимым).
  5. Потребность в самоактуализации и самореализации.

Большинство людей не доходят дальше 3 уровня. 
Ученики А. Маслоу продолжили его идею и выделили высшую потребность - Потребность в помощи и самореализации других людей. 
Кл. Алдерфер: Теория ERG. Сгруппировал (1) и (2) естественные потребности в существование. (3) потребность в отношение. (4) и (5) потребности роста. Чем больше удовлетворены низшие потребности, тем более значимы высшие потребности. Чем меньше удовлетворены потребности высших уровней, тем меньше значимы низшие. 

Различные подходы:

  1. Патерналистский подход (стимулирование людей независимо от успешности деятельности).
  2. Теория Х - внешняя мотивация (экономическая, например).
  3. Теория У - внутренняя мотивация, мотивация самой деятельностью. Труд естественен, как учеба или игра. (2), (3) - Д. Мак Грегор.
  4. Главное - фактор принадлежности к группе единоличников. У. Оучи.

Мотивационно-гигиеническая теория Ф. Херцберг 
Два полюса: максимальная удовлетворенность работой и максимальная неудовлетворенность работой. 
Ранее они рассматривались как одно состояние с двумя полюсами. Ф. Херцберг предположил, что их два: максимальная удовлетворенность и минимальная удовлетворенность (аналогично неудовлетворенность). На состояние удовлетворенности влияют мотивами. На состояние неудовлетворенности влияют гигиенические факторы. Мотивы непосредственно связаны с содержанием труда. 
Гигиенические - факторы внешние и не связаны самим трудом. 
Внешние факторы (гигиенические) - в норме мы их не замечаем (чистый воздух).

  1. санитарно-гигиенические факторы.
  2. заработная плата.
  3. взаимоотношение с руководством по вертикали.
  4. взаимоотношение с сотрудниками.

Но даже идеализация этих факторов может лишь снизить неудовлетворенность, но не повысить их удовлетворенность. Есть несколько способов, как можно немного повысить удовлетворенность:

  1. дать самостоятельность.
  2. повысить уровень ответственности.
  3. показать возможность профессионального роста.

На этой основе разрабатываются практические программы вроде программы "Обогащение труда", дабы труд стал более интересным и ответственным. 
Но мотивация - процесс слишком сложный и анкетная методика Херцберга не позволила выявить объективные связи между удовлетворенностью, условиями и результативностью труда. 

Теория мотивации и достижения Д. Мак Клелланда 
Исследования начинались с теста тематической апперцепции (ТАТ) (рассказ истории по картинкам). Затем были исследования студентов: если студенты четко видели и формулировали проблему - отмечалась мотивация достижения; если преобладали общие слова и формулировки - мотивация аффилиации. 
Д. Аткенсон занимался подобными исследованиями. Ученые исследуют людей с мотивацией достижения цели: сам ставит цели, сам ищет пути ее достижения. Такой человек ориентирован на цель, а не на внешнее достижение, и у него ярко выражена внутренняя мотивация. Формирование такой мотивации может зависеть от разных факторов. От соответствующей семейной обстановки и воспитания - высокие стандарты достижения (сам выбирает свой путь), постоянство в семейных ориентирах (ели можно - так можно, если нет - нет). От религиозного воспитания, например, в духе протестантизма; присутствует даже в таких странах, где высокий послевоенный уровень. 
Человек, достигнув вершины, оказывается в пустоте, он не в состоянии поставить новую цель - болезнь Мартина Идена (герой романа Дж. Лондона). Недавно выделена еще одна мотивация - мотивация во власти.

Социальная психология групп.

Группа - ограниченная в размерах общность людей в пределах той или иной социальной целостности (определенного социального контекста - группа не существует сама по себе). 
Р. Мертон. Группа - совокупность лиц, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность друг к другу и рассматриваемых как группа с точки зрения других лиц. Существуют признаки группы:

  1. Взаимодействие (различаются по характеру взаимодействия).
  2. Чувство причастности, принадлежности.
  3. Групповая идентичность (тождественность).

Агрегация - совокупность никак не взаимодействующих лиц (люди на остановке). 
Относительно двух человек - мнения разняться. Я. Щепанский: двое - диада, а группа только из трех человек. Три человека более устойчивы, но всегда есть тенденция к объединению двух и выталкиванию третьего. Группа с нечетным числом лиц имеет меньше проблем, она более устойчива. Для различных дискуссионных групп оптимальное число лиц 7±2. Чем меньше группа, тем меньше процент прогулов. 

Функция группы в обществе (Н. Смелзер):

  1. Социализация. Первый агент социализации - семья, где учат основам поведения в обществе. Различают дотрудовую, трудовую и послетрудовую социализацию. По другим мнения, социализация заканчивается в молодом возрасте. Если упущен какой-то период раннего детства агентами социализации, то догнать его очень сложно, или вовсе невозможно.
  2. Инструментальная функция. Люди заняты трудовой, производственной деятельностью. Многие вещи делать в одиночку невозможно. Образуются группы (музыкальная группа, экипаж самолета и т.д.).
  3. Экспрессивная функция. Для выражения чувств (день рождения, болельщик на стадионе и т.д.).
  4. Поддерживающая функция. Психологическая поддержка (берем с собой кого-нибудь в опасное дело).

Эксперимент С. Шахтера. Студентам сразу говорят, что их ударяет электрическим током. Одной группе - о сильном ударе, другой - о слабом ударе. Затем их спрашивают: в одиночестве или в обществе себе подобных лучше ждать удар. 2/3 с сильным ударом решили ждать в группе. 2/3 со слабым ударом - все равно. 
Проводились и другие эксперименты. Выяснилось, что первенцы и единственные в семье дети в большей степени искали поддержку у группы. 

Классификация групп 
Ч. Кули.

  1. первичные - члены ее связаны сильными эмоциональными связями. Единственный их вид - семья.
  2. вторичные - связи между ее членами менее эмоциональны, но более рациональны.

Сейчас к первичным относят также студенческую группу и рабочий коллектив. 
Э. Мейо.

  1. Формальные - взаимодействие формализовано - различные инструкции и указания.
  2. Неформальные.

Г. Хаймен (1942).

  1. Группы членства - в составе ее индивид состоит (студенты СПбГУ).
  2. Референтные группы (эталонные) - наиболее значимые, важные, ценные для индивида люди.

Т. Пасонс. Типы референтных групп.

  1. Нормативные - мы мечтаем быть ее членом, во всем ей следуем
  2. Сравнительные - используем только для сравнения, попасть туда не хотим (сравниваем зарплату).
  3. Негативные - в корне отрицаем все характерное какой-то группе.

Воздействовать на человека можно через нормативную референтную группу. 
Г.М. Андреева: 
Группы:

  1. условные - реально не существуют.
  2. реальные:
    • лабораторные
    • естественные:
      • большие:
        1. неорганизованные
        2. организованные
      • малые:
        1. развивающиеся (становящиеся)
        2. коллектив.

Малые группы

  1. Наличие общей цели.
  2. Высокий уровень чувства причастности.
  3. Взаимодействие лицом к лицу.

Коллектив - высший уровень развития группы - любая официальная организация в условиях социализации. На западе этот термин не используется. 
Э. Гофман. Харизматическая группа (харизма - "благодарность, божий дар") - группа, собираемая вокруг харизматического лидера. Ученики, последователи. 
Организация - социальная группа с дифференциацией ролей. Может существовать как неформальной, так и формальной (один умеет разводить костер, а у другого есть палатка). 
Классификация (П. Блау, У. Скотт):

  1. Взаимовыгодные ассоциации. Цель - удовлетворить потребность каждого члена. Их организация добровольная.
  2. Деловые предприятия. Цель - удовлетворить потребности владельцев (завод, банк).
  3. Организации социального обслуживания. Цель - удовлетворить потребности клиентов (школа, больница, университет).
  4. Государственные организации. Цель - удовлетворить потребности всех членов общества (полиция, армия, налоговые ведомства).

Э. Гофман. Тотальная организация - контролирует вся жизнедеятельность ее членов (монастырь, тюрьма). 

Структура организации 
Э. Мейо ввел понятия формальной и неформальной организационной структуры. Формальная структура - внешняя, безличная; не имеет значения, кто в данный момент займет данное место. 
Факторы, влияющие на организационную структуру группы (их формальность).

  1. Степень чувства причастности членов группы к ней.
  2. Цель группы (цели некоторых групп требуют сильной интеграции - экипаж самолета).
  3. Степень автономии группы (свобода внутри группы, количество отсебятины).
  4. Гомогенность / гетерогенность по социально-демографическим характеристикам (гомогенность приводит к сплоченности).
  5. Стиль лидерства, руководства. Если лидерство на демографической, толерантной основе - структура более гибкая.
  6. Количество человек в группе. Чем больше людей в группе, тем формальнее в ней контакт. Нужно большую группу разбить на несколько подгрупп.


1 2 3 4 5 6

Возврат к списку