Разделы
Календарь событий
Октябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Библиотека студента

Конспект лекций по социальной психологии


1 2 3 4 5 6

Социальная психология личности.

Личность - это конкретный человек, как носитель сознания (К.К. Платонов). 
                 - это интегративная целостность биогенных, психогенных и социогенных характеристик (Я. Щепанский). 
                 - это субъект преобразования мира на основе его подсознания, переживания и отношения к нему. (К.К. Платонов - деятельностная сторона личности). 
Состав личности по К.К. Платонову:

  1. Биологически обусловленная подструктура - полученное от природы. Врожденные анатомо-физиологические способности, генетическая информация. На социальность человека влияют, например рост (у высоких - более высокая самооценка), красота.
  2. Особенности протекания психических процессов. Их основа биологическая, но можно как-то вмешиваться в их развитие (тренировать силу воли и т.п.).
  3. Навыки (зависят от биологической обучаемости) и опыт (богатый социальный опыт).
  4. Социально обусловленная подструктура - результат взаимодействия (социальные потребности, интересы, установки, предрассудки).
  5. Дополнительные подструктуры: способности и характер (каркас личности, индивидуальная неповторимость).

Ролевые структуры личности: 
Каждый человек действует в соответствии с выбранными или данными ему социальными ролями. В 1936 г. Р. Линтон и Д. Мид ввели в психологию понятие "социальная роль". Структура личности - ряд взаимодействующих слоев. 
Психологическое ядро личности: субъективное "Я", самооценка, самовосприятие. Формируется Я-концепция, представление о своих предках. Отражение Я-концепции - логическое поведение. На этом основаны проективные методики. Я-концепция начинает формироваться с появления человека на свет под влиянием ближайшего окружения, и прежде всего матери. "Я" обеспечивает стабильность личности. 
Э. Берн пытался выделить компоненты субъективного "Я":

  1. Я-детское
  2. Я-реальное, адекватное
  3. Я-родительское

Иногда одно из них начинает преобладать. В зависимости от того, какое Я выходит вперед, проявляется определенный вид поведения. 
Промежуточный слой - типические реакции - устойчивые образцы поведения. Они обусловлены особенностями я - концепции и наоборот, приобретенные типические реакции влияют на Я-концепцию. Что бы повлиять на поведение нужно влиять или на "Я" или на само поведение. 
Внешний слой - социальная роль - нормативный образец поведения, ожидаемый от каждого в соответствии с местом, занимаемым личностью в структуре общественных отношений. 
Классификация социальных ролей по Герхарду:

  1. Статусные - изменяемые с величайшим трудом, предписаны нам от рождения.
    • Мужчина - Женщина
    • Возрастные роли
    • Роль гражданина своей страны
  2. Позиционные - определяются профессионально-квалификационным разделением труда в обществе. (Физики, химики, журналисты; Старшие и младшие научные сотрудники; профессора, категории актеров). Более определены, чем статусные. Статусные, в свою очередь, накладываются на позиционные.
  3. Ситуационные - исполняются в той или иной ситуации. Пешеход, покупатель и т.д. Больше степеней свободы. Различие в их количестве может привести к конфликту.

Классификация позиционных ролей на работе по Брауну:

  1. Ориентир.
  2. Одобритель, эмоциональный лидер.
  3. Уникальные роли, обусловленные характеристиками человека. Например, козел отпущения.

Т. Парсонс. Подход к проблеме социальных ролей. Характеристики анализа социальных ролей:

  1. Эмоциональность (врач и служитель кладбища должны быть сдержаны).
  2. Способ получения (способы бывают достигнутые (студент) и предписанные).
  3. Масштаб (окулист, продавец или друг, родитель).
  4. Формализация. Формализованные роли содержат определенную структуру действий. Библиотекарь и друг - поведение относительно взятой книги.
  5. Мотивация. Мотив есть всегда, но не всегда осознаваем.

Т. Шибутани. Классификация социальных ролей:

  1. Конвенциональные. Люди договариваются о правилах их исполнения (преподаватель и студент).
  2. Межличностные. Неформальные, индивидуализированные. Как вести себя с тем или иным человеком.

Взаимодействие компонентов структуры личности

Ф. Зимбардо. Изучал, как на поведение личности влияют условия той ситуации, в которой она оказалась (заключенные и преступники). В городе Пало-Альто выбрали 24 человека: 12 заключенных и 12 тюремщиков. Даже если роль навязана извне, человек оказывается ее рабом. Пример - "Принц и нищий". Явление профессиональной деформации также основано на этом - когда человек в любых ситуациях уже не может выйти из профессиональной роли, с которой сжился. Для борьбы с ней следует не воспринимать свою деятельность всерьез. 
Гамигаули - грузинский психолог. Проводила эксперимент. Прокурорам и адвокатам предлагали юридические казусы для решения (кто прав, кто виноват, причем с позиции противоположной роли). 1/3 решить не смогли, не смогли взглянуть на ситуацию с противоположной стороны. Для борьбы с профессиональной деформацией у менеджеров (чтобы не принимали стереотипных решений) в учебный процесс для них включают совершенно другие предметы (например, основы современного искусства). 
Влияние социальных ролей на типические реакции - на пример, степенность священника. 
Влияние "Я" на типические реакции - каждый выполняет одну и ту же работу по-своему. 
Компоненты успешного выполнения личностью ее социальной роли:

  1. Информирование (должно быть четким, ясным и крепким).
  2. Интернализация (нужно согласиться с правилами и принять их).
  3. Соответствие между "Я" и социальной ролью (в противном случае - внутриролевой конфликт).

Розенберг проводил эксперимент по изучению того, в какой степени выбор будущей профессии связан с субъективным "Я". В нем принимали участие более 3 тысяч студентов. Сначала проводился опрос по предпочтению профессии. Было выделено 3 типа:

  1. Податливое "Я". Для них самое главное - общение и помощь другим людям. Все зависит от конкретной ситуации. Они могут и подчиняться и проявлять инициативу. Обычно такие люди идут на социальную работу и в преподаватели.
  2. Агрессивное "Я". Если о себе не позаботиться, могут обмануть. Хотят, как можно больше людей подчинить себе. Идут в сферу бизнеса и рекламы.
  3. Отрешенное "Я". Стараются, как можно меньше зависеть от решений других людей. Идут в сферу естественных наук, архитектуру.

Макс Вебер развивал теорию социальных ролей. Для каждой организации можно сформулировать идеальный порядок исполнения каждой социальной роли, но каждый человек все равно выходит за их ранки.

Уровень притязаний и фрустраций личности

Понятие уровня притязаний ввел в психологию Курт Левин, определяя его, как степень трудности целей, которые мы ставим перед собой. Он зависит от ближайшего социального окружения. 
Эксперимент Н.Ф. Наумовой и М. Слюсарянского был проведен в Перми на молодых рабочих. Хотели выявить зависимость между социальным происхождением и удовлетворенностью настоящим социальным положением. Самые удовлетворенные - дети крестьян, затем дети рабочих, дети инженерно - технических служащих, а наименее удовлетворенные - дети ответственных работников. 
Уровень достижений - как правило, ниже уровня притязаний. Разница между ними - фактор внутренней мотивации личности. При достижении уровня притязаний

  1. Он растет, хотя и не всегда.
  2. Останавливается на достигнутом.
  3. Пытается снизить уровень планки (т.к. считает успех незаслуженным, случайным)

Фрустрация - возникает при невозможности удовлетворить свои притязания. От латинского - крушение, расстройство. Это психическое состояние, переживаемое личностью при столкновении с непреодолимым препятствием на пути достижения цели или препятствием, кажущимся таковым.

  1. Обход препятствия.
  2. Реакция фиксации ошибки (раз за разом повторяет одну и ту же ошибку). Следует сделать перерыв.
  3. Агрессия (по отношению к препятствию, к людям, вызвавшим фрустрацию, смещение агрессии на других или на себя (суицид)).
  4. Замещение цели.
  5. Рационализация (попытка объяснить, почему мне не нужна эта цель, раз я не могу ее добиться).
  6. Вытеснение (не помним плохое).
  7. Уход.


1 2 3 4 5 6

Возврат к списку