Разделы
Календарь событий
Октябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Библиотека студента

Конспект лекций по социальной психологии


1 2 3 4 5 6

Методы социальной психологии

Обусловленность выбранного метода:

  1. Уровень материальной культуры общества.
  2. Уровень культуры самого исследования.
  3. Особенности популяции, в рамках которой работает исследование.

Для проведения исследования необходимо:

  1. Субъект исследования
  2. Объект исследования
  3. Инструмент (опросник, шкала)
  4. Эталоны измерения
  5. Процедуры.

Классификация методов В. Семенова.

  1. методы эмпирических исследований:
    • наблюдение
    • анализ документов
    • опросы
    • специализированные социально-психологические методы (социометрия, метод групповых оценок и пр.)
    • тесты
    • эксперимент
  2. моделируемые методы (в лабораториях)
  3. управленческо-воспитательные (тренинги).

Американская классификация:

  1. Корреляционные методы
  2. Экспериментальные методы

Подробнее о методах...

Метод наблюдения - визуальный охват объектов, интересных для исследователя.

  1. Неконтролируемое /контролируемое наблюдение (нестандартизированное/стандартизированное). Это наблюдение включенное, участвующее.
  2. Наблюдение в естественных ситуациях (испытуемый не видит наблюдателя или не знает, что за ним наблюдают).

1936 г. Уайт "Общество на углу улицы" - описал жизнь итальянской община Нью-Йорка, представившись студентом, пишущим диплом об итальянских обычаях. 
1960-е гг. М. Омон работал 8 лет жила разнорабочей и жила среди них, получив диплом Сорбонны. 
А. Алексеев в середине 80-х с бригадой поехал на Украину возводить колхозы. 
Т. Брок - 1) Техника потерянного письма. Обнаруживалось в ящике письмо: в Нью-Йорке - уезжающего советского человека, в Петербурге - уезжающего американца. Иногда нашедшие отсылали письма. В Америку пришло писем больше. 2) Искусственно набирал толпу в Америке и у нас. Толпа-американцы - драка, толпа-русские - что-то делают. 3) Реакция на запачканный локоть у незнакомца только в России. 
Анализ документации. Междисциплинарный метод. Документ - все что угодно (газета, конспект лекции, все фиксируемое). 
Классификация документов:

  1. Официальные. Исходят из той или иной официальной организации.
    • Первичные (протоколы заседаний)
    • Вторичные (отчет за год) - основан на данных из первичных документов.
  2. Неофициальные.
    • Личные - удостоверяются подписью.
    • Безличные.

До середины 30-х годов - качественный анализ. А затем - контент-анализ.
Б. Берельсон Предложил контент-анализ. Уделял внимание тому, как часто повторяется тот или иной момент (слово, мысль, обращение). Главное - ценность выделенных единиц. 
1943 г. На основе использования контент-анализа была закрыта профашистская газета в США. 
В. Семенов анализировал образы брака и любви в молодежных журналах. Оказалось, что они различались в зависимости от пола автора. 
Опросы. Различают два вида: интервью (личное вербальное взаимодействие) и анкета. Страна опросов - Англия. Уже в VII веке они проводились по заказу парламента. Опросы используются на всех этапах исследования. На первом этапе - интервью. Опросы существуют как основное средство сбора первичной информации. На заключительном этапе они используются для уточнения данных. 
Интервью (нельзя ставить знак равенства с беседой) - метод сбора первичной информации, в котором один человек - интервьюер, который стремиться получить информацию об отношении и мнении относительно одного человека или группы. Метод может использоваться при отборе лиц - оценочное интервью. Различают:

  1. информационное интервью - нужно для получения информации.
  2. терапевтическое интервью - для изменения поведения того или иного человека.

Эти методы могут сочетаться. 
Середина 40-х гг. Стресс-интервью. Проверяли реакцию на стрессовую ситуацию (темная комната с узким пучком света, стул на двух ножках, гипотетическая ситуация кражи). 
Вопросы направлены на:

  1. выявление информации о фактах (сколько вам лет, где работаете и т.д.).
  2. выявление мнений о фактах. Нужно обязательно узнать, откуда человек узнает о факте, о котором рассуждает. Желательно выяснять что-либо у непосредственных участников.

Виды интервью:

  1. Стандартизированные (используются чаще всего) - имеют строго определенные формулировки вопросов и их последовательность. Для проведения можно использовать не очень квалифицированных интервьюеров; не слишком жесткая форма для опрашиваемого; дешевле; но уровень контакта не высокий.
  2. Нестандартизированные - общая только тема и цель. Интервьюер свободен.
  3. Полустандартизированное (с середины 40-х) - разработали Р. Мертон и П. Кендалл. Используется путеводитель интервью - перечень обязательных вопросов. Другое название - фокусированное интервью.

Правила формулирования вопросов:

  1. Вопрос должен быть как можно короче.
  2. Не должен включать малознакомых слов и символов.
  3. Каждый вопрос должен быть логически отделен (плохой вопрос - "Любите ли вы ходить в кино или театр?").
  4. Вопрос не должен быть очень личным. Лучше строить вопросы в безличной форме.
  5. Формулировать вопрос следует в такой форме, чтобы любой ответ был социально приемлемым. Можно использовать синонимы, более мягкие по смыслу.

Открытый вопрос не дает опрашиваемому подсказки относительно формы ответа. 
Закрытый вопрос предлагает на выбор 2 и более вариантов ответа, что лишает возможности отвечать своими словами. Он чаще используется в анкетах. 
Правила последовательности вопросов (особенно в интервью):

  1. начинать следует с более простых вопросов.
  2. первый вопрос должен быть как можно более интересным и не должен быть дискуссионным (особенно в США).
  3. должна быть некоторая логика в последовательности.
  4. иногда необходимо ставить провокационные вопросы, будто интервьюер уже знает на него ответ ("когда вы прекращаете бить свою жену?").
  5. нельзя спорить или одобрять человека.
  6. важные вопросы лучше всего ставить в середине интервью - время наивысшего контакта.

Способы записи информации в интервью:

  1. дословная запись.
  2. кодирование.
  3. механическая регистрация, звукозапись.

25-30 минут - хорошее время для интервью. Самое длинное интервью - 6 часов. 
Репрезентативный опрос - опрос особой выборки. 
Иногда цели опроса лучше замаскировать. 
Э. Ноэме выяснял отношение опрашиваемого к произведенному интервью. Если опрашиваемый увеличивал время - разговор казался ему неинтересным и наоборот. 
Анкета: должна быть планка, краткое объяснение цели исследования, указание, как отвечать (последовательность не так важна), благодарность. Начинать всегда следует с программы исследования. Программа исследования:

  1. чтение литературы.
  2. формулирование проблематики, предмет и объект исследования.
  3. гипотеза.
  4. выбор метода.

Первый этап - разведывательный план: пробные интервью, предварительные интервью. 
Второй этап - аналитический план: описательный, дескриптивный план, сбор и анализ информации, отчет. Не подразумевает экспериментальных ситуаций. Происходит вычисление связей и корреляций. 
Третий этап - экспериментальный план. 
Иногда можно обойтись и без разведки и аналитического плана. 
Существует проблема экологической валидности, - в какой степени лабораторные данные можно перенести на реальную жизнь. 
Валидность = обоснованность (должна выявлять то, для чего предназначена) + надежность (однопорядковость данных при повторных измерениях).



1 2 3 4 5 6

Возврат к списку