Разделы
Календарь событий
Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Профессия психолога

Искусство психолога-психотерапевта

Информационные науки о человеке

Ф
илософия, математика и физика доказали, что четыре категории:веществоэнергияинформация и время – базовые категории описания мира.
ПСИХОЛОГИЯ, как наука, исследует информацию, записанную в память при жизни, с целью ее коррекции для лучшей адаптации человека к себе, другим людям и миру. Прижизненный опыт личности получен в результате её воспитания и обучения. Этот опыт может быть приобретенным самостоятельно, навязанным извне, например, рекламой, модой, или психотравматическим. Психолог собирает, систематизирует и обобщает информацию о пациенте.
ПСИХОТЕРАПИЯ – как информационная технология, корректируетустаревшую и травмирующую информацию, негативный опыт, перевоспитывает, переобучает. Сознание – информационная система. Когда психотерапевт корректирует информацию внутри сознания пациента, происходит управление информацией с помощью информации.
ПСИХОЛОГ-КОРРЕКТОР и ПСИХОЛОГ-ПСИХОТЕРАПЕВТ – синонимы.
Немецкая психотерапевтическая школа, на которую равняются официальные российские психотерапевты, делит психотерапию на три части:
  • медицинскую (вещество),
  • психологическую (информация),
  • социальную.
Немцы выделяют трёх специалистов-психотерапевтов:
  • врач-психиатр-психотерапевт (вещество и информация),
  • психолог-психотерапевт (информация),
  • социальный работник-психотерапевт.
Рассмотрим компетенцию специалистов помогающих профессий: врача-психиатра, врача-психиатра-психотерапевта, психолога-психотерапевта, социального работника-психотерапевта, основываясь на понимании базовых категорий, лежащих в устройстве мира.

Врач-психиатр-психотерапевт

Синонимы: врач, доктор, психиатр, психоневролог, врач-психотерапевт, психотерапевт.
Базовое образование – врач, специализация по психиатрии, усовершенствование по психотерапии.
Основное рабочее время врач-психиатр-психотерапевт лечит тело(вещество) (мозг как часть тела и телесные органы, обеспечивающие работу мозга) препаратами (веществом) психически больных пациентов. Врач-психиатр предполагается психически здоровым, то есть не равным его пациенту. Их отношения формальные или авторитарные. В силу сложности профессии и потому неизбежного разделения труда, врач-психиатр-психотерапевт имеет менталитет врача и специализируется на лечении медикаментами – использовать, адаптировать и развивать психотерапию даже в психиатрии ему сложно. При большом потоке пациентов и нормативе в двадцать минут на пациента, ему некогда устанавливать психотерапевтические отношения с больным. Ведь по статистике главного методического кабинета головного института по психотерапии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации – СПб НИИ Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева – на первичный психотерапевтический приём требуется полтора часа, которых у психиатра просто нет. Поэтому он не является Психотерапевтом. Прекрасно, если эти «психотерапевтические» отношения достаточны для согласия пациента применять препараты.
Диалог врача-психиатра-психотерапевта и пациента неравный – врач не опирается на свои похожие чувства и не всегда способен понять внутренний мир пациента. Они не образуют психотерапевтической совместности. А без понимания сознания пациента трудно на него повлиять психологически предсказуемо. Врач следует рекомендациям своих авторитарных и традиционно не слишком преуспевших в применении психотерапии в психиатрии учителей. Его учителя запрещают применять психотерапию совместно с препаратами. Причина в том, что психотерапевтическое воздействие на изменённое сознание психически больного, находящегося под воздействием чаще нового и малоисследованного на фоне психотерапии препарата – непредсказуемо. Если же психиатр ослушается и проявит инициативу, то врачебная этика, за которой следит закон и правозащитники, не допустит экспериментирование на психически больных людях без их информированного согласия или согласия их законного представителя. Поэтому врачи-психиатры-психотерапевты не справляются с развитием психотерапии даже в зоне своей психиатрической компетенции.

Социальный работник-психотерапевт.
Синоним – социальный работник?


Базовое образование – социальная работа, усовершенствование по психотерапии.
Социальный работник-психотерапевт тоже не специализируется на психотерапии. Большую часть рабочего времени он занимается социальной педагогикой и социальной адаптацией своих клиентов, социально адаптирует их с помощью поведенческих методов, используя информацию для управления информацией. Этим он близок к психологу-психотерапевту.

Психолог-психотерапевт

Синонимы: маг, колдун, шаман, целитель, специалист, бабка, гадалка, предсказатель, ясновидящий, экстрасенс, биоэнергетик, мастер, гуру, учитель, монах, священник, душевед, психолог, психолог-корректор, врач, доктор, психоаналитик, психотерапевт
Базовое образование – психология, усовершенствование по психотерапии.
Только психолог-психотерапевт занимается психотерапией – коррекцией информации внутри пациента.
И вот почему.
Это базовый специалист по психологии, то есть информации внутри пациента.
Формы регулирующего мировоззрения клиента весьма разнообразны и научно-психологически неточны, поэтому их называет мифами. Это научный, психологический, психоаналитический, христианский, биоэнергетический – городской вариант магического, магический (крестьянский) мифы. Мифы расположены по убыванию научной точности представлений человека о нём самом и окружающем его мире.
Вследствие этого разнообразия, наблюдается большое количество специализаций, что отражается в названиях специалистов. Психотерапевт многолик. Его светские имена и роли: нужник, помойное ведро, унитаз, мальчик для битья, жилетка, торговец душой, друг, помощник, должник, спасатель и приближенный к богу спаситель, жрец платной любви, доктор, принимающий исповедь.
Клинический, медицинский психолог-психотерапевт думает и работает в научно-психологической парадигме независимо от мифа клиента, являясь эталоном, и, следовательно, ресурсом для клиента. Исходя из биопсихосоциальной природы человека, в медицинских целях, необходимо чтобы психолог-психотерапевт в основании своём был медицинским психологом.
Всё своё рабочее время психолог-психотерапевт сосредоточен непосредственно на психологической коррекции. Поэтому его специализация в психологической коррекции и психотерапии не только теоретическая, но и, в основном, практическая.

Психологической помощь – социальная профессия.

Формы: консультирование, коррекция и психотерапия, тренинг

Сознание и социальный опыт любого человека в значительной степени определяется социальным бытием. Верно и обратное, сознание определяет социальное бытие, восприимчивость к определённому опыту.
Каждый человек – носитель общественного сознания, которое философия делит на семь форм: наука, философия, искусство (эстетика), мораль (этика), религия (вера), экономика, право (юриспруденция). В зависимости от окружающей социальной среды, социального положения, воспитания, образования, пола, возраста и опыта, сознание конкретного человека содержит разнообразные установки и убеждения, в которых причудливым уникальным образом, в различной пропорции, переплетаются эти семь форм общественного сознания.
Сознание часто плохо интегрировано и усвоено осознанно. Для ориентации в своём внутреннем мире, внутренней и внешней социальной ситуации используется консультирование.
Сознание служит для адаптации к себе, к другим людям, к жизни. Однако, уже имеющиеся знания, умения и навыки часто отстают от жизни и для улучшения адаптации необходимо освоить новые теоретические знания, на основе которых выработать новые стратегии адаптации, научиться новому опыту. В психологической помощи такую профилактическую обучающую роль выполняют тренинги.
Человек в современном мире имеет не полную информацию о себе и окружающем его мире. Этот дефицит информации снижает адаптационный ресурс, чем и повышает тревожность. Достоверная и точная информация получаемая в консультировании снижаеттревожность. В крайних случаях дефицита информации адаптационный дефицит так велик, что вызывает страх.
Иногда консультирования и тренингов оказывается недостаточно. Ведь совершенно здоровый человек не может избежать утрат, а, живя в современном мире, не всегда может избежать стрессов, психотравм, конфликтов, разнообразных кризисов.
В этих случаях на помощь приходит психокоррекция и психотерапия, отличающиеся лишь глубиной и интенсивностью.

Информация – здоровье

Достоверная и точная информация снижает тревожность и поэтому являются элементом качества жизни. Правда важна во взаимоотношениях в микросоциуме (малых группах): в семье, в дружбе. В близких отношениях важно быть понятным себе самому и тем, с кем ты вДиалоге, уметь присутствовать и быть открытым.
Достоверная и точная социально значимая информация облегчает удовлетворение потребностей, поэтому можно говорить обинформационной полезности гласности и об информационном здоровье общества. Как ни парадоксально, даже неприятная и болезненная, но достоверная информация увеличивает безопасность и снижаеттревожность, так как позволяет адаптироваться к существующим реалиям.

Душа психотерапевта

Наблюдая, анализируя и интегрируя свой опыт, формируя внутри себя ученика, учёного, учителя, клиента, психотерапевта и супервизора,Психотерапевт формирует для работы профессиональная часть личности – информационный инструмент для эффективной обработки внутреннейинформации в своей и клиентской (внешней для личности психотерапевта) информационной системах.
Меняя свою картину мира, себя и клиентов, мастер порождает своимвнутренним видением уникальное внутреннее информационное искусство психотерапии – ядро психологической помощи. Это искусство не передаётся стандартизированным обучением из-за разнообразия личностей учителей и учеников. Но им возможно овладеть, если ученик готов быть учителем и воспитателем самому себе, учиться у всех, не подражая никому.
Признаком искусства является то, что работник искусства всё своё время занят искусством. Он не может отделить рабочее время от не рабочего так как полностью сосредоточен на предмете своей деятельности, предельно – психологически и материально – заинтересован в её результатах.
Его уникальная практика предопределена его уникальными личностными профессиональными качествами и особенностями. Одна из ведущих черт его личности – природная активность и интерес к миру.
Его разнообразная творческая практика позволяет ему быть ученикомПрироды и открывать в себе и в разнообразных клиентах новое, неизвестное психологической науке. Как учёный он строит свои гипотезы и теории, как практик вносит в науку и практику свои открытия. Ведь практика – источник теории и критерий истинности науки, которая тоже искусство.
Основа искусства психотерапевта - самоидентификация, самоосознание и постоянное присутствие, сформированные практическим опытом. Это то, что не тиражируется как внешнее искусство с помощью информационных технологий. И это знают во всех психотерапевтических школах – от психоанализа до гештальта, где решающее значение уделяют практической подготовке собственной личности психотерапевта, то есть внутренней работе с собой.

Здоровье и болезнь души психотерапевта

При здоровом, мирном и плодотворном, сожительстве профессиональной рабочей части личности с остальной личностью психотерапевта у него не будет неадекватно сильных эмоций. Его внутренняя информация, защищённая специфической личностью, не будет подвергаться опасному воздействию со стороны информации клиента и не будет включать лишнюю внутреннюю активность (энергию). Тишина и спокойствие – основа его души. Ведь он не тратит свои силы непродуктивно, как это делают его клиенты, на реализацию нетворческих интроектов и проекционные войны.
В подготовке личности психотерапевта особое внимание уделяется формированию её устойчивости. Его работа непредсказуемая, тяжёлая и опасная для психического и физического здоровья. Он постоянно имеет дело с неприятностями и душевной болью. Одним клиентам плохо от других людей, другим клиентам – от самих себя. Его любовь к себе и людям, доброта помогают понимать и принимать свои и чужие человеческие слабости и недостатки.

Здравствуй, психолог-психотерапевт

Сознание психотерапевта – его рабочий инструмент – ведь он работает «собой», своей личностью, сформированной в процессе подготовки и занятия этим искусством, всё своё время занят внутренней психокоррекцией себя и других. Он сам – и предмет, и инструмент искусства. Искусство и внутри, и вне творца.
Он постоянно совершенствует свой инструмент – уже имеющиеся знания, умения и навыки для улучшения адаптации, осваивает новые теоретические знания, на основе которых вырабатывает новые стратегии адаптации, учится новому опыту. Его работа – это постоянные тренинги - выполняет профилактическую роль.
Как любой человек он не может избежать утрат, стрессов, психотравм, конфликтов, разнообразных кризисов. В этих случаях он сам проходит коррекцию и психотерапию.
Практикующий психотерапевт хорошо ориентируется в своём внутреннем мире, его сознание осознанно, интегрировано и служит себе, другим людям и жизни.
Иначе говоря, мастер-психотерапевт и искусство психотерапии – одно неразрывное целое, психотерапия – живое и изменчивое искусство, а его главный творец – психолог-психотерапевт.

Статья опубликована в журнале «Диалог». Журнал психологии и искусства. СПб.: Социально-значимая издательская программа «АССПИН», 2008. – 78 с.
ISBN 978-5-94158-120-7.

Автор статьи:

Александр Николаевич Жданов
психолог, психотерапевт.
E-mail: info@psihika.ru
Статья размещена 29 марта 2010 года

Возврат к списку