Разделы
Календарь событий
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Профессия психолога

Искусство слышать

ИСКУССТВО СЛЫШАТЬ

«Как мы слышим, так и дышим».
Булат Шалвович Окуджава

«По большей части люди слушают других и даже дают советы, на самом деле не слушая. Они не принимают слова другого человека всерьез. И точно так же не принимают всерьез свои ответы».
Эрих Фромм «Искусство любить»

Умение слушать – важнейшее искусство, определяющее успех в любви, дружбе, работе. Неумение слушать приводит к одиночеству, конфликтам, беспокойству и тревожности, что подрывает психическое и телесное здоровье.

Как научиться, слушая, слышать?

Слушание – избирательный, субъективный процесс, искажающий воспринимаемую информацию. Искажает восприятие информацииотношение к говорящему, сильные чувства слушающего – гнев, обида, вина, страх и др., мешающие сосредоточиться и слышать.
В процессе слушания полученная информация перерабатывается на основе опыта предшествующей жизни. Информация, противоречащая прошлому опыту, убеждениям и ожиданиям, может просто не восприниматься.
В своей практике я наиболее часто сталкиваюсь с двумя видами искажений картины мира, мешающей понимать собеседника:
  1. Внушенные когда-то словесные установки о том, как и кого надо слушать (от родителей, друзей; людей, которых мы уважали).
  2. Жизненный болезненный опыт неэффективного общения.
И как следствие, например, убеждения: «у женщин нет логики», «мужчины бесчувственны», «никому нельзя доверять», «я не достоин любви»…
Некоторые убеждения легко понять и взять под контроль, другие требуют больше усилий для их осознания – иногда с помощью психолога, третьи, как более глубокие, стойкие и коварные, требуют для их коррекции квалифицированной психологической помощи.
Если значимая информация воспринимается полностью, то говорят, что человек слушает эффективно, то есть слышит.

Каков же портрет идеального слушателя?

Идеальный слушатель предельно заинтересован в овладении и поддержании своего искусства эффективного слушания. Он любит и принимает себя и окружающих, видит в каждом неповторимость и ценность. Идеальный слушатель терпелив и сосредоточенответственноотносится к своим советам, то есть осознает их последствия, осознаёт и контролирует свои мысли и чувства, не навязывая их говорящему. Онуважает говорящего, не осуждает и не оценивает. Заботлив,сосредоточен на слушании сердцем. Отражает и проясняет чувства и мысли говорящего, проявляет участие, поддерживает. При общенииидеальный слушатель испытывает ощущение контакта с говорящим, как бы сливаясь с ним в одно целое, речью и поведением подтверждая говорящему, что он его действительно слышит.

Как овладеть искусством слушать эффективно?

Для этого нужно большое желание, так как любое искусство требуетусилий и времени. Нужны ежедневные тренировки. Изучение искусстваслушания включает ряд других вещей, которые, на первый взгляд, кажутся не связанными с ним. Возможно, для начала потребуется полностью пересмотреть свою систему отношений, стать заботливым, уважительным и ответственным.
Забота о говорящем поддерживает в нём желание говорить.Ответственное и уважительное отношение к нему позволит понять свою и его истинную позицию. Как говорится, истина не в устах говорящего, а в ушах слушающего.
Путем тренировок потребуется выработать специальные умения и навыки – научиться быть терпеливым, сосредоточенным и внимательным к себе и к другим, что позволит приобретать знания о собеседнике, дающие удовольствие от общения.
Многим людям важно высказаться, чтобы осознать себя и успокоиться, снять тревогу и напряжение. Тогда восстанавливается саморегуляция и уходит одиночество. Поэтому любят тех и охотнее всего дружат с теми, кто умеет слушать и поддерживать диалог на темы, не касающиеся их напрямую.

Статья опубликована в журнале «Диалог». Журнал психологии и искусства. СПб.: Социально-значимая издательская программа «АССПИН», 2008. – 78 с.
ISBN 978-5-94158-120-7.

Автор статьи:
Александр Николаевич Жданов
психолог, психотерапевт.
E-mail: info@psihika.ru
Статья размещена 29 марта 2010 года

Возврат к списку